Кононова Татьяна Александровна. Персональный сайт педагога
Мастер-класс «Технологии активизации исследовательской деятельности»
20 октября [вс]
Кононова Т.А
Тема «Технологии активизации поисково – исследовательской деятельности.» Образовательная область: «Познавательное развитие». Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность. Цель деятельности педагога: Создание условий для профессионального общения педагогов, развития их творческой активности, формирования и совершенствования профессиональных умений и навыков в условиях опытно – экспериментальной деятельности. Задачи: -продолжать знакомить с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования; -познакомить с формами работы в исследовательской, экспериментальной, изобретательской деятельности; -развивать творческую инициативу педагогов по опытно – экспериментальной деятельности; -показать технологии активизации поисково – исследовательской деятельности на примере простых опытов. Материалы: Теоретические – презентация с материалами по теме мастер – класса, памятки для педагогов. Практические - очки разных цветов (красные, синие, жёлтые, шляпа для «профессора,ёмкости с водой, стаканчики, бумажные цветы. Ход мероприятия: 1. Организационный момент Добрый день уважаемые коллеги! Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, охватывает все режимные моменты. Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуемную любознательность? На эти вопросы мы – педагоги постоянно ищем ответы. Изучаем наиболее эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Сегодня мы вместе попытаемся сделать ещё один шаг навстречу пониманию и принятию ФГОС. Нормальной реакцией на все новое является его не принятие сначала, но разобравшись можно отметить большое количество положительных сторон. И сегодня, мы с вами, уважаемые коллеги, попробуем в этом разобраться. 2.Вводная часть Теоретическая часть вопроса у меня заложена в презентации, поэтому не будем повторяться, а перейдём сразу к практическим действиям. Сейчас мы с вами окажемся в сказке, попадём в волшебную страну, где будем не просто гостями, а настоящими волшебниками. Итак… чудо приближается , сказка начинается. В некотором царстве, в некотором государстве жил – был Педагог- новатор. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. А самое главное было у него желание заветное: тепло души своей дарить детям малым. Как-то раз сидел Педагог под волшебным деревом, наслаждался звуками природы, журчанием ручья, щебетанием птиц, и был в самом хорошем расположении духа. Думу думал педагог, как же ему сотворить диво – дивное, чудо – чудное – сделать педагогический процесс ещё интереснее и увлекательнее. Но тут собрались над деревом тучи, подул ветер перемен и принёс ФГОС. Не испугался педагог этих перемен, не растерялся. А только много вопросов возникло у него к ФГОС и решил он лично с ним встретится.. А ФГОС отвечает: опыта и знаний у тебя достаточно. Вот тебе в помощь чудо чудное – свиток новшеств, которые являются основой образовательного процесса, клубочек волшебный, что верный путь к решению этих вопросов показывает, очки дивные – креативные, что позволяет рассмотреть вопросы сложные, посмотреть на всё другими глазами-глазами исследователя, экспериментатора. Педагог развернул свиток новшеств, прочитал принципы необычные. Как строить педагогический процесс в соответствии с этими принципами? В каком направлении ему идти? Вспомнил он о клубочке волшебном, указывающем правильную дорогу.
И спрашивают Образовательные области: «О чём задумался, какие сомнения тебя гложут?» Отвечает педагог: «Да вот, думу думаю, как научить детей смотреть на всё другими глазами – глазами исследователя, экспериментатора, изобретателя?» Образовательные области отвечают: «А в этом тебе помогут очки дивные – креативные! С их помощью можно отправиться в страну ДОКОРУПО.» «Что же это за страна?» - спрашивает педагог. Отвечают образовательные области: Даже сквозь самую сильную лупу Глупо на карте искать ту страну Поскольку великая эта страна Вовсе на карту не внесена. В ту страну не идут поезда И самолет не летает туда, Но если всмотреться внимательным взглядом Во все, что находится рядом, То не придется дорогу искать В страну ДОКОторойРУкоюПОдать. 3. Основная часть И сказал Педагог: -Много я узнал, интересного открыл, да понял, что одному мне не справиться, все одному не осилить. Предлагаю вам, мои уважаемые коллеги, отправиться всем вместе в страну ДОКОРУПО, в которой мы узнаем, как научить детей изобретать, экспериментировать, исследовать! -Давайте возьмем очки дивные – креативные. (Выбирают очки разных цветов, по желанию и одевают.) - Если вы не против, возьмемся за руки и скажем волшебные слова «Раз, два, три - в ДОКОРУПО попади!» (Три раза повторяют) Педагог надевает шляпу: - Здравствуйте, я профессор исследовательских наук, приглашаю вас в свою лабораторию. Свое рабочее место вы определите по цвету ваших очков. На ваших столах находятся простые вещи, которые довольно часто встречаются в повседневной жизни. Ваша задача : с помощью простых опытов их нужно будет превратить в волшебные. А чтобы они стали такими нужно будет сочинить сказку и тогда волшебство будет настоящим. Цель: Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух. Оборудование: 1. 2 апельсина. 2. Большая миска с водой. Опыт: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удасться. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет. Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды. А пока я вас приглашаю в свою сказку. Называется она В некотором подводном царстве-государстве жили маленькие весёлые человечки. Они были очень добрыми и жизнерадостными ,и всё вокруг их радовало и забавляло. Каждое утро человечки выходили на берег своего подводного царства поприветствовать оранжевое солнышко.(показ апельсина с кожурой). Но однажды случилось большое несчастье . Злой колдун украл их оранжевое солнышко и заколдовал его.(очищение апельсина). Заколдованное солнышко ,лишившись волшебства,. утонуло навек в водной пучине и уже никого не смогло радовать своим солнечным светом. Ребята, как вы думаете о каком волшебстве идёт речь? Без чего солнышко не может снова радовать весёлых человечков? Почему в одной миске апельсин плавает ,а в другой утонул -В апельсиновой кожуре есть воздух. Правильно. Ну а теперь ваша очередь. Каждый презентует своё изобретение. Спасибо ФГОС за свиток новшеств, которые являются основой образовательного процесса, за клубочек волшебный, что верный путь к решению этих вопросов нам показал, за очки дивные - креативные, что позволили посмотреть на все другими глазами – глазами исследователя, экспериментатора. 4. Заключительная часть Детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребенку приобрести необходимые знания о жизни. А нам взрослым необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребенка к исследованиям и открытиям! Известный психолог П. П. Блонский сказал: «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». Но большого и ценного опыта можно добиться только совместным трудом, помогая друг другу. 5. Рефлексия На доске вывешиваются рисунки чемодан, мясорубка, корзина. Чемодан – информацию буду использовать в работе с детьми. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – мне это не нужно, выброшу. Участники подходят анализируют и прикрепляют стикеры к рисункам. Благодарю за участие. Спасибо за внимание! |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.