Кононова Татьяна Александровна. Персональный сайт педагога
Знакомство с русской избой и предметами её обихода
18 октября [пт]
Занятие в кружке дополнительного образования. Конспект занятия «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода» Цель: — познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи: • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, и т. д.); • познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: ухват, чугунок, горшок, сито, самовар; • обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами; • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей; • развивать художественно-творческие способности детей. Ход занятия: Хозяйка избы встречает детей у входа. — Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. -Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? -Как мы себя чувствуем дома? — Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?» Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. — Дом наш называется изба от слова «истба», что означает «истопить», «обогреть». В избе у нас всего одна большая комната, она называется «светлица», так как в ней много света от оконцев. В центре светлицы находиться...... — Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным? Послушайте, да отгадайте мою загадку: «Летом спит, Зимой горит, Рот открывает, Что дают – глотает» (печь) Печка — деревенская кормилица. -Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Ставят в печь три больших чугуна: первый – для щей, второй – для каши, третий – для всех остальных надобностей. Торопилась хозяйка печь затопить да чугуны поставить, чтоб еда для всех была. Весь день печка пыхтит- старается. В ней хозяева и себе картошки наварят, и скотине кормов запарят. Каша в печи кипит, молоко топится, хлебы пекутся-подрумяниваются. В деревенских семьях хлеб на всю семью хозяйка сама пекла, а для малых детишек – сдобные калачи, блины да пироги разные. Воспитатель: Дети, отгадайте ещё загадки. Загадывание загадок. Чего из избы не вытащишь? (печь) Зимой нет теплей, а летом нет холодней. (печь) Шуба в избе, а рукав на улице. (печь и труба) Без чего печь не затопить? (без дров) В чём варили кашу, щи в русской печи? (в чугунке,показ чугунка) «Что хозяйка в печку ставит, Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок) Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку. «Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает, Что схватит – отдаёт, А сам в угол идёт (ухват) Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей Чем вытаскивали горячий чугунок из печи? (ухватом) Воспитатель: У русского народа есть замечательная поговорка: «Хороши щи из русской печи». Но в печи готовили не только щи, но и основное русское блюдо – каши. Словообразовательное задание: «Какая бывает каша?» Воспитатель: Каша из манки… Дети: манная. Воспитатель: из гречки… Дети: гречневая. Воспитатель: из риса… Дети: рисовая. Воспитатель: из овса… Дети: овсяная. Воспитатель: из перловки… Дети: перловая. Воспитатель: из пшена… Дети: пшенная. Воспитатель: Ну, и конечно, в печи выпекались пироги. Словообразовательное задание: «Какие бывают пироги?» Воспитатель: Пирог с капустой… Дети: капустный пирог. Воспитатель: пирог с яблоками… Дети: яблочный пирог. Воспитатель: пирог с грибами… Дети: грибной пирог. Воспитатель: пирог с мясом… Дети: мясной пирог. Воспитатель: пирог с ягодами… Дети: ягодный пирог. В русских народных сказках тоже не обходится без печки. Дидактическая игра «Угадай сказку» Когда дети называют правильный ответ, появляется картинка – иллюстрация к угаданной сказке. «Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажён, на окошке стужён» («Колобок»). «Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперёд, нашёл там женину кожу, да сжёг её в печи» («Царевна - лягушка») «Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю» («По щучьему велению») «Подошли они к избёнке: «Поди, лиса, вон!». А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» («Заюшкина избушка») «Бежала девочка, бежала: видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?» Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу» («Гуси - лебеди») Закрепление материала. Речевая игра «Дополни предложения» Русская печь нужна для… (для выпечки хлеба и пирогов, для приготовления еды, для сушки грибов, ягод и трав, для обогрева жилища) Чтобы разжечь огонь в печи, нужны… (дрова, поленья) Чтобы зимней ночью было тепло, ложились спать на… (печь) Зимними тёмными вечерами использовали печь для… (освещения избы) Воспитатель: даже частушки есть о русской печи. Частушки. Эх, выйду плясать, Ножками задрыгаю – Печь, кастрюли и ухват По полу запрыгают. Эх, раз, полтора, Бежит печка со двора, А за нею - чашки От грязнули Машки. Как у нашего Егора Пузо стало, как пригорок – Целый день он на печи Уплетает калачи. Воспитатель: А теперь давайте поиграем в весёлую игру, которая называется «Козёл и ребята». Подвижная игра «Козёл и ребята» Выбирается один ребёнок – Козёл. (Он надевает маску козла.) Козёл становится напротив всех детей и ведёт с ними диалог. Козёл: Я – Козёл, ме-ме! Я в лес ходил. Я дрова рубил. Дети: А зачем тебе дрова? Козёл: Ме-ме, печь топить. Дети: А зачем печь топить? Козёл: Ме-ме, кашу варить. Дети: А зачем кашу варить? Козёл: Ме-ме, ребят кормить. Дети: Не хотим мы каши! Козёл: Ме-ме, накормлю! Догоню и накормлю! После этих слов дети разбегаются, а Козёл их ловит. До кого дотронулся Козёл, тот выходит из игры. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.