Кононова Татьяна Александровна. Персональный сайт педагога

Знакомство с русской избой и предметами её обихода

18 октября [пт]

  Занятие в кружке дополнительного образования.

Конспект занятия «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода»

Цель:

— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, и т. д.);

• познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: ухват, чугунок, горшок, сито, самовар;

• обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;

• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

• развивать художественно-творческие способности детей.

Ход занятия:

Хозяйка избы встречает детей у входа.

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

— Дом наш называется изба от слова «истба», что означает «истопить», «обогреть». В избе у нас всего одна большая комната, она называется «светлица», так как в ней много света от оконцев. В центре светлицы находиться......

— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным? 

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Печка — деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Ставят в печь три больших чугуна: первый – для щей, второй – для каши, третий – для всех остальных надобностей. Торопилась хозяйка печь затопить да чугуны поставить, чтоб еда для всех была. Весь день печка пыхтит- старается. В ней хозяева и себе картошки наварят, и скотине кормов запарят. Каша в печи кипит, молоко топится, хлебы пекутся-подрумяниваются. В деревенских семьях хлеб на всю семью хозяйка сама пекла, а для малых детишек – сдобные калачи, блины да пироги разные.

Воспитатель: Дети, отгадайте ещё загадки.

Загадывание загадок.

Чего из избы не вытащишь?

(печь)

Зимой нет теплей, а летом нет холодней.

(печь)

Шуба в избе, а рукав на улице.

(печь и труба)

Без чего печь не затопить?

(без дров)

В чём варили кашу, щи в русской печи?

(в чугунке,показ чугунка)

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей

Чем вытаскивали горячий чугунок из печи?

(ухватом)

Воспитатель: У русского народа есть замечательная поговорка: «Хороши щи из русской печи». Но в печи готовили не только щи, но и основное русское блюдо – каши.

Словообразовательное задание: «Какая бывает каша?»

Воспитатель: Каша из манки…

Дети: манная.

Воспитатель: из гречки…

Дети: гречневая.

Воспитатель: из риса…

Дети: рисовая.

Воспитатель: из овса…

Дети: овсяная.

Воспитатель: из перловки…

Дети: перловая.

Воспитатель: из пшена…

Дети: пшенная.

Воспитатель: Ну, и конечно, в печи выпекались пироги.

Словообразовательное задание: «Какие бывают пироги?»

Воспитатель: Пирог с капустой…

Дети: капустный пирог.

Воспитатель: пирог с яблоками…

Дети: яблочный пирог.

Воспитатель: пирог с грибами…

Дети: грибной пирог.

Воспитатель: пирог с мясом…

Дети: мясной пирог.

Воспитатель: пирог с ягодами…

Дети: ягодный пирог.

В русских народных сказках тоже не обходится без печки.

Дидактическая игра «Угадай сказку»

Когда дети называют правильный ответ, появляется картинка – иллюстрация к угаданной сказке.

«Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажён, на окошке стужён»

(«Колобок»).

«Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперёд, нашёл там женину кожу, да сжёг её в печи»

(«Царевна - лягушка»)

«Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю»

(«По щучьему велению»)

«Подошли они к избёнке: «Поди, лиса, вон!». А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам»

(«Заюшкина избушка»)

«Бежала девочка, бежала: видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?» Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу»

(«Гуси - лебеди»)

Закрепление материала.

Речевая игра «Дополни предложения»

Русская печь нужна для…

(для выпечки хлеба и пирогов, для приготовления еды, для сушки грибов, ягод и трав, для обогрева жилища)

Чтобы разжечь огонь в печи, нужны…

(дрова, поленья)

Чтобы зимней ночью было тепло, ложились спать на…

(печь)

Зимними тёмными вечерами использовали печь для…

(освещения избы)

Воспитатель: даже частушки есть о русской печи.

Частушки.

Эх, выйду плясать,

Ножками задрыгаю –

Печь, кастрюли и ухват

По полу запрыгают.

Эх, раз, полтора,

Бежит печка со двора,

А за нею - чашки

От грязнули Машки.

Как у нашего Егора

Пузо стало, как пригорок –

Целый день он на печи

Уплетает калачи.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в весёлую игру, которая называется «Козёл и ребята».

Подвижная игра «Козёл и ребята»

Выбирается один ребёнок – Козёл. (Он надевает маску козла.)

Козёл становится напротив всех детей и ведёт с ними диалог.

Козёл: Я – Козёл, ме-ме!

Я в лес ходил.

Я дрова рубил.

Дети: А зачем тебе дрова?

Козёл: Ме-ме, печь топить.

Дети: А зачем печь топить?

Козёл: Ме-ме, кашу варить.

Дети: А зачем кашу варить?

Козёл: Ме-ме, ребят кормить.

Дети: Не хотим мы каши!

Козёл: Ме-ме, накормлю!

Догоню и накормлю!

После этих слов дети разбегаются, а Козёл их ловит. До кого дотронулся Козёл, тот выходит из игры.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.